Россию захлестнул бум строительства логистической инфраструктуры. Даже на фоне глобального спада на рынке недвижимости сегмент складской недвижимости кажется ещё далеким от замедления темпов роста. Дело в том, что востребованные в последние годы объекты инфраструктуры просто-напросто отсутстовали до недавнего времени в России. Развитие потребления и розничной торговли требует строительства соответствующей инфраструктуры – для начала, складов высокого складирования, затем складов, позволяющих поддерживать заданный температурный режим, и, наконец, объектов транспортной инфраструктуры (контейнерных площадок, перегрузочных комплексов, внутренних портов и т.п.).
Какие же объекты логистической инфраструктуры представлены сейчас на рынке в наибольшем количестве? Пока российская логистика находится на первичном этапе формирования инфраструктуры – преимущественно строятся складские комплексты А и В классов в различных регионах, не всегда связаных транспортными потоками. Девелоперы делают акцент на стандартных решениях, не требующих больших затрат в разработке концепции, проектировании и строительстве. Такие комплексы востребованы на рынке, где спрос существенно превышает предложение – пустующих складов А класса в России практически нет.
Что же делать компании, которая занимается продукцией, требующей жёстко регламентируемых температруных режимов хранения? На рынке всё ещё востребованы старые и реконструированные овощехранилища и морозильники, которые вот уже какой год планируются под снос ввиду их небезопасности и низкой эффективности. Но новые холодильные и морозильные мощности появляются на рынке крайне редко и зачастую строятся силами крупных производителей и дистрибуторов для собственных нужд. Иногда компании-девелоперы сухих складов предлагают клиентам организовать холодильник на базе сухого склада, что помимо технических трудностей, ложится тяжким бременем на клиента, ведь расходы на оборудование средне- и низкотемпературного склада сравнимы со строительством самой «коробки». При этом энергопотери вследствии непродуманых заранее технических деталей делают склад более дорогим в эксплуатации.
Стоимость строительства обычного склада класса А сегодня оценивается в 600-1000 долларов за квадратный метр. Стоимость строительства холодильника в зависимости от его температурного режима и качества обородования варьируется от 1000 до 1900 долл./кв.м. Основная разница в стоимости складов в зависимости от их местоположения складывается из цены земли (включая перевод её в промышленное назначение) и затрат на подключение участка к комунальным сетям (особенно авто и ж/д, электричеству).
Что же происходит с объектами комплексной логистической инфраструктуры – логистическим центрами, включающими в себя помимо складов различного назначения также кросс-докинговые терминалы, контейнерные площадки? Таких комплексов в России практически нет. Что уж говорить, если даже подключение к ж/д до сих пор является скорее исключением для большинства складов А класса и зачастую ограничивается «возможностью подключения» (обычно за счёт самого клиента).
Контейнерные площадки до недавнего времени являлись прерогативой т.н. «грузовых дворов» железных дорог и крупных портов. Однако основная часть существующих мощностей была создана достаточно давно и уже не справляется с растущими контейнерными грузопотоками, тем более, что находятся в центре крупных городов. И хотя структуры РЖД озвучили планы по выводу грузовых дворов за пределы крупных городов, спрос на контейнерные площадки вряд ли будет удовлетворён в полном объёме. Кроме того зачастую клиентами востребовано сочетание элементов логистической инфраструктуры, например, приёмка, обработка, растарка и отправка порожнего контейнера, дальнейшая складская обработка груза и доставка до конечного потребителя.
В качестве примера комплексного логистического решения можно привести проектируемый в Нижнем Новгороде логистический центр «ЛИТЕР Ока».
Земельный участок площадью 50 Га расположен в Автозаводском районе Нижегородской области, в 300 метрах от железнодорожной станции "Доскино" и автомагистрали Нижний Новгород-Москва, и прилегает к территории городского аэропорта. К участку будут подведены железнодорожные ветки, специально оборудованные для приёмки охлаждённых и замороженных товаров, а также для приёмки контейнерных поездов.
На территории логистического центра «ЛИТЕР Ока» планируется интермодальный контейнерный терминал для обработки большегрузных контейнеров, приходящих по железной дороге и автотранспортом. Предусмотрены площадки для хранения контейнеров, в том числе и рефрижераторных.
Складской комплекс будет являться одновременно распределительным центром и перевалочным терминалом, обслуживать контейнерные потоки и предоставлять услуги добавленной стоимости. Необходимо отметить, что помимо сухого склада предусмотрено выделение различных температурных зон (холодильного и морозильного складов), что особенно актуально для компаний, оперирующих различными группами продуктов питания.
Основные грузопотоки ожидаются как с/на Восток (в.ч. по Транссибу), так и грузы из южных и северо-западных портов. Распределение внутри региона составит около 35%.
Ожидаемый ежедневный поток контейнеров после выхода терминала на полную мощность 210 TEU/день.
Стоимость создания контейнерной площадки площадью около 5,5 га составит более 200 долл./кв.м., основная часть которых приходится на подготовку участка, подключение электроэнергии (для питания рефконтейнеров), прокладку ж/д путей и приобретение оборудования (рич-стакеров).
Общая площадь склада на первом этапе развития составит около 86 тыс. м2, в т.ч. кросс-докинговый терминал – 5 тыс. м2, средне- и низкотемпературный склады – более 30 тыс. м2. В каждой температурной зоне предусмотрены грузовые мезонины и специальные блоки для погрузки/разгрузки и дополнительной обработки грузов. В дальнейшем возможно расширение общей площади до 200 тыс. м2.
Летом этого года Правительство Нижегородской области предоставило земельный участок для строительства логистического центра «ЛИТЕР Ока». Ввод центра в эксплуатацию планируется в начале 2010 года.
Логистический центр «ЛИТЕР Ока» является частью логистической сети «ЛИТЕР» - проекта построения мультимодальной логистической системы, ориентированной на обеспечение сетей розничной торговли, дистрибуторов, производственных и строительных компаний логистическими услугами высокого уровня на территории европейской части Российской Федерации.
Уникальность сети обусловлена строительством объектов на пересечении основных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», а также мультимодальностью, которая заключается в использовании различных видов грузоперевозок (автотранспорт, железные дороги, водный транспорт, авиатранспорт).
В рамках названного проекта Управляющая Компания «ЛИТЕР» строит и управляет сетью логистических центров класса «А»: Домодедово, Внуково, Дмитров, Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону. Общая площадь складов в указанных городах составит 500 тыс. кв.м.
ГК «САННА-ЛИТЕР» управляет логистическими операциями мультимодальной логистической сети «ЛИТЕР», предоставляя комплексные услуги по транспортной и складской логистике (автомобильные, железнодорожные, морские, мультимодальные грузоперевозки, услуги ответственного хранения на складах класса «А» с различными температурными режимами), таможенное обслуживание и консалтинг.
Алла Выхристюк, Руководитель отдела маркетинга и рекламы УК «ЛИТЕР» и «ГК САННА-ЛИТЕР»
Контейнерный бизнес №6 (18) август 2008 г
|