За сентябрь — октябрь складские площади подешевели на 10-15%, приводит данные Центр коммерческой недвижимости (ЦКН). Правда, сдаются только склады старого образца — качественные площади компании строили под себя и в аренду не сдают.
Ставки вниз
По оценке Владимира Лашманова, коммерческого директора ЦКН, за сентябрь — октябрь складское предложение выросло на 25-30%. Кризис, по словам эксперта, заставляет компании экономить: сокращать арендуемые площади или вообще отказываться от них. В процессе торга собственники идут на снижение арендной ставки на 10-15%, уточняет он.
Выросло предложение и по продаже складов. Правда, говорит Надежда Данилова, менеджер АН «Адрес», рынок пополняют в основном малоликвидные объекты, а покупатели очень разборчивы. Поэтому сделок мало, отмечает Лашманов.
Много планов — мало дел
Проектов логистических комплексов класса А в Нижнем Новгороде было анонсировано много, девелоперы обещали построить к 2011 г. более 1 млн кв. м. Только в Автозаводском районе заявили четыре крупных проекта. «Тезаурус НН» (УК «Литер») получила участок площадью 50 га для строительства таможенно-логистического комплекса «Литер Ока» в поселке Доскино. РЖД, владеющая 58 га земли в районе станции Доскино, также планировала здесь строительство терминала. В районе нижегородского аэропорта был выделен участок площадью 9 га Garbe Group для строительства мультимодального логистического терминала, девять участков получило ООО «Джи би ди инвест лимитед». Вдоль трассы М7 со стороны Дзержинска и Кстова также планировалось строительство нескольких складских комплексов.
Из этого числа о своем твердом намерении осуществить задуманное заявила пока только ГК «Литер». Сейчас ведутся проектные работы. «Сдача проектной документации на госэкспертизу планируется во II квартале 2009 г., — сообщила Ксения Фатеева, ведущий менеджер по маркетингу УК “Литер”, — а сдача в эксплуатацию объекта — в первой и второй половине 2010 г. (разные очереди)».
Как утверждает Диана Аракелян, ведущий консультант отдела складской и индустриальной недвижимости компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, из заявленных к реализации в 2008 г. объектов действительно был реализован только логистический комплекс «Волжский индустриальный парк» в Кстовском районе (девелопер — «Гриффин партнерс»). Первая часть (около 30 000 кв. м) его первой очереди будет введена в декабре. Практически на все площади уже есть арендаторы, сообщила Аракелян. Ставка triple net составит, по информации эксперта, около $130-135 за 1 кв. м в год. Вторая часть первой фазы (около 30 000 кв. м) запланирована к вводу в середине 2009 г., вторая очередь (60 000 кв. м) — к концу 2009 г., третья очередь (60 000 кв. м) — в 2010 г.
Другие компании, планировавшие начать строительство складских комплексов для себя, с реализацией проектов не спешат. Например, компания «Энко» заморозила проект, а ВКТ перенесла начало строительства на II квартал 2009 г. «из-за необходимости доработать проект», сообщила директор по логистике Ирина Щукина. А дистрибуторская компания «Алиди» сдвинула сроки сдачи склада класса А, который строит для собственных нужд, на полгода: вместо I на III квартал 2009 г., рассказал Максим Соболев, директор по развитию ГК «Алиди». «Банк, уже одобривший в августе открытие кредитной линии, в сентябре отозвал оферту, и мы финансируем строительство за счет собственных ресурсов», — объяснил он отставание от графика.
По мнению Татьяны Романчевой, директора Нижегородского центра научной экспертизы, замедлится реализация и других проектов — в первую очередь потому, что у главных потребителей логистических услуг — ритейлеров — снизились обороты. «Хотя, пока компании не начали строить, понять, отложили они проект или работы продолжаются, практически невозможно, а большая часть объектов еще не дошла даже до стадии разработки проекта», — говорит эксперт.
Перспективы
По мнению Аракелян, в 2009 г. себестоимость строительства может снизиться примерно на 20%: с сегодняшних $900-1100 за 1 кв. м до $700-800 за 1 кв. м. А вот сильного снижения ставок на высококлассные площади эксперт не прогнозирует, особенно в Нижнем Новгороде, где качественные склады в дефиците.
Романчева согласна с тем, что серьезного снижения ставок не будет. «Но даже их сохранение на прежнем уровне в условиях растущей инфляции равносильно их падению», — резюмирует эксперт.
Романчева сомневается, что снижение себестоимости строительства станет стимулом к немедленной реализации проектов. Дефицит собственных и кредитных ресурсов и вероятные сложности с реализацией объектов логистики — весомые аргументы для притормаживания проектов.
Пока что девелоперы продолжают подавать в областной инвестиционный совет заявки на строительство складских комплексов. В частности, ОАО «Нижегородский порт» заявило о намерении построить терминалы в Сормовском районе Нижнего Новгорода и Кстовском районе области.
Ведомости
|