В начале 2009 года ОАО "Российские железные дороги" ввело механизм банковской гарантии при работе с грузоотправителями, который должен защитить монополию от рисков неплатежей. В РЖД оперативно прокомментировать информацию не смогли, сказав лишь, что вопрос о предоставлении гарантий решают сами банки. Компании-операторы, предоставляющие услуги по грузовым железнодорожным перевозкам, также пока не готовы комментировать, насколько принятая мера позволит подстраховаться.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент”, считает, что “в нынешних условиях эта мера совершенно логична и обоснованна. Ведь помимо крупных грузоотправителей, в надежности и точности расчетов которых РЖД не сомневается, у них есть еще гораздо более мелкие грузоотправители, которые могут отправлять по железной дороге всего несколько грузов в год, а так как из-за кризиса их положение могло ухудшиться, то, чтобы не возить груз бесплатно или не ждать денег месяцами, РЖД и принимает такие меры”.
С ним согласен и руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта “Института проблем естественных монополий” (ИПЕМ) Владимир Савчук. “В общем случае перевозки грузов осуществляются ОАО «РЖД» по предоплате. Развитие кризиса привело к ограничению оборотных средств у грузоотправителей. В результате возникла потребность расширить финансовые инструменты оплаты. Применение банковской гарантии расширяет возможности грузоотправителей, снижая потребность у них в оборотных средствах”, - говорит он.
Однако, отмечает В.Савчук, этот инструмент имеет и недостатки. Среди них можно отметить усложнение механизма оформления отправки с согласованием ее на более верхних уровнях – отделение дороги и выше. Другим недостатком является то, что получение банковской гарантии накладывает дополнительные расходы на грузоотправителя. В результате ее применение не будет иметь успех среди грузоотправителей с небольшим объемом перевозок.
По его мнению, одними из первых такой формой работы могут воспользоваться частные операторы при расчетах с ОАО “РЖД”. В то же время, применение ее между операторами и грузовладельцами было и ранее. Однако в этом случае оператор должен своими денежными средствами оплачивать тариф ОАО ”РЖД” или также оформлять банковскую гарантию. При этом у оператора возникает необходимость в ее залоговом обеспечении, например, под основные средства (вагоны), или “под оборот”.
На вопрос SeaNews, кто выиграет от новововведения, Д.Баранов ответил, что “здесь неверно употреблять термин “выиграет”. Здесь нет “выигравших” или “проигравших”, компания РЖД - одна из крупнейших компаний страны, требовать от нее какой-то гарантии просто смешно. Если кто-то из грузоотправителей сомневается в надежности РЖД, то он может обратиться к частным грузоперевозчикам, которые точно также повезут груз с использованием инфраструктуры РЖД, только таким грузоотправителям нужно быть готовым к тому, что с них могут попросить не аванс, как в РЖД, а 100%-ную предоплату доставки груза. Так что каждый грузоотправитель должен выбирать сам, что ему выгоднее”.
SeaNews
|