В настоящее время конкуренция на транспортном рынке стала усиливаться. Как отмечается в Предложениях Федеральной антимонопольной службы России, по совершенствованию Закона о естественных монополиях, после отмены лицензирования погрузо-разгрузочных работ стала усиливаться внутрипортовая и межпортовая конкуренция.
Однако если в портовом секторе есть лишь «наличие условий конкуренции», то конкуренция между различными видами транспорта, в том числе на международных рынках, в условиях текущей экономической ситуации обострилась. Так, рынок перевозки мороженой рыбы из Мурманска в Москву «железнодорожники безнадежно проиграли автомобильному транспорту по причине зарегулированности своей деятельности и не способности реагировать на изменения конъюнктуры рынка транспортных услуг», говорится в материалах ФАС.
Жесткая конкуренция существует и между государственными и негосударственными лоцманскими организациями. «Согласно позиции председателя комитета Совета Федерации по морской политике, данная конкуренция устранена решениями по тарифам, установленным ФСТ России. В результате ФГУП «Росморпорт» применяет утвержденный заниженный тариф на лоцманскую проводку, компенсируя недополученные средства за счет перекрестного субсидирования из корабельного сбора. У специализированных негосударственных лоцманских организаций (а в них работают самые квалифицированные отечественные кадры – бывшие капитаны дальнего плавания) такой возможности нет, как следствие, с рынка лоцманской проводки устраняются конкуренты», говорится в документе антимонопольной службы.
Для решения проблемы конкуренции, как отмечается в Предложениях ФАС, необходимо расширить возможный спектр методов тарифного регулирования. «Наряду с методом «затраты +», в этот перечень должны быть включены метод доходности на вложенный капитал, метод сопоставления цен тарифов на сопоставимых рынках (benchmarking), метод индексации тарифов, учет при принятии решений конъюнктуры на сопряженных рынках».
SeaNews
|