Говорить о начале подъёма в реальном секторе экономики пока явно рано, но очевидно, что долгожданная стабилизация всё же наступила.
После пятимесячного падения абсолютных значений КАРГО-индекса, исчисляемых по отношению к январю 2006 года, в феврале наступила долгожданная стабилизация. По отношению к январю транспортный индикатор даже вырос, пусть и на символические 0,2 процентных пункта (п.п.). При сравнении с аналогичным периодом прошлого года темпы его роста за месяц существенно замедлились (5,4% в феврале против 11% в январе). Но и в этом случае можно с уверенностью говорить не о наметившемся спаде, а о том, что мы вступили в качественно новый период сравнений. Ведь именно год назад российская экономика начала постепенно выходить из острой фазы кризиса. И эффект очень низкой сравнительной базы прошлого года сходит на нет.
Об определённой стабилизации в реальном секторе экономики и даже его постепенном росте свидетельствуют и данные о фактическом объёме погрузки на российских железных дорогах. По итогам февраля темп роста этого показателя по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 10,9%. При этом из девяти грузов, входящих в расчётную базу КАРГО-индекса, снижение физических объёмов отмечено лишь по двум позициям: зерну и цементу. Остальные семь грузов, в том числе и строительные (многомесячный лидер падения), показали рост по сравнению с февралём 2009 года. Наиболее существенным он оказался для нефтяных грузов. Объёмы их погрузки превысили не только показатель кризисного 2009 года, но и вплотную приблизились к удачному для отечественной экономики началу 2008 года. При этом надо учитывать, что два года назад в феврале было не 28, а 29 дней.
Между тем изменения физических объёмов погрузки сказались на структуре КАРГО-индекса. Для нефтяных грузов непрекращающийся рост обеспечил стабильное превалирование в транспортном индикаторе. И если год назад 61,6%, приходившийся на их долю, казался временным явлением, то сегодня даже рост остальных грузов практически не сказывается на доле нефтяных грузов (по итогам февраля 62% в индексе). При этом следует отметить, что чёрные металлы, каменный уголь, лесные грузы и удобрения сохранили довольно высокие для них уровни. Доли зерна и цемента из-за снижения объёма их погрузки уменьшились. Также, несмотря на рост фактической погрузки строительных материалов, их доля снизилась до 23,4%, что на 1 п.п. меньше, чем годом ранее.
На стабилизацию экономики указывают и последние данные Росстата. Хотя месяцем ранее официальная статистика демонстрировала сдержанный пессимизм (по итогам декабря значение индекса выпуска продукции базовыми отраслями экономики составило 99,9%). Последнее значение этого индикатора (за январь 2010 года) составляет уже 103,8% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Таким образом, второй месяц подряд этот показатель официальной статистики находится ниже уровня КАРГО-индекса, чего не было на протяжении трёхлетнего периода наблюдений.
Построенный на данных о физических объёмах погрузки и не предусматривающий каких-либо досчётов, транспортный индикатор показывал более консервативный результат, чем его росстатовский аналог, методика расчёта которого публично не раскрывается. Произошедшие изменения связаны с тем, что сегодняшние сравнения идут с пиком кризиса. И в этот период оба индекса отражали ситуацию в экономике страны принципиально по-разному.
Рост экономики серьёзно тормозит строительная отрасль. В январе текущего года динамика работ, выполненная по этому виду экономической деятельности, составила 89,4% по отношению к январю 2009-го, когда также отмечалось сильное снижение (83,2% к январю 2008 года). Ситуация с погрузкой строительных грузов на железных дорогах в январе была значительно лучше (105,6%), чем в первом месяце кризисного года, когда этот показатель сильно упал. Но очевидно, что без восстановления инвестиционного спроса невозможен существенный экономический рост. Особенно в ситуации, когда даже наметившаяся стабилизация обеспечивается в основном топливно-энергетическим сектором.
Источник: gudok.ru
|