Рост перевалки грузов в период 2010-2030 будет наблюдаться по всем четырем направлениям, что связано в большей степени с развитием торгово-экономических отношений России с дальним зарубежьем, в том числе - с использованием морского транспорта. При этом наибольшие темпы роста наблюдаются в сфере контейнерных перевозок (2,6-5,5 раз) в связи с растущей контейнеризацией грузов наряду с ростом объемов перевозок.
Несмотря на потенциал портов Российской Федерации, в первую очередь, в обеспечении экспортно-импортных потоков, российские порты, зачастую, проигрывают конкуренцию за собственный трафик портам стран соседей. При этом следует отметить, что российские порты обладают существенно лучшим расположением относительно российских центров производства и потребления грузов, что при существенно меньших издержках транспортировки грузов морем по сравнению с сухопутными участками, должно ориентировать российские экспортно-импортные потоки на российские порты. Наряду с географическим положением относительно потребителей и производителей, одними из важнейших факторов выбора порта разгрузки является скорость и качество обработки грузов.
На Северо–Западном направлении к 2030 году прогнозируется рост спроса на перевалку грузов. Исходя из умеренно-оптимистического и консервативного сценариев совокупная грузовая база, тяготеющая к бассейну, оценивается в 330-547 млн тонн, в том числе, по наливным грузам - в 2030 году в 150-240 млн тонн, по сухим грузам – в 180-307 млн тонн.
В 2030 году Северо-Западный бассейн станет основными морскими воротами экспорта российских углеводородов и минеральных удобрений, а также крупнейшим российским морским бассейном по обороту рефрижераторных грузов и грузов в контейнерах.
Основным вызовом, стоящим перед морскими портами Северо-западного бассейна, станет перевод грузов, ориентированных на Россию, из прибалтийских и скандинавских портов.
На Южном направлении к 2030 году, исходя из умеренно-оптимистического и консервативного сценариев совокупная грузовая база, тяготеющая к бассейну, оценивается в 340-535 млн тонн, в том числе, по наливным грузам - в 2030 году в 150-205 млн тонн, по сухим грузам – в 190-330 млн тонн.
В целом, в 2030 году Южный бассейн останется крупнейшим морским бассейном России по объемам грузоперевалки. 95% насыпных, 66% Ро-Ро и 41% генеральных грузов страны планируется к 2030 году переваливать в портах Южного бассейна. Согласно прогнозу по обороту контейнеров Южный бассейн будет уступать остальным бассейнам страны. По экспорту углеводородов Южный бассейн будет сопоставим с Северо-Западным.
Одной из основных задач, стоящих перед морскими портами Южного бассейна, станет перевод грузов, ориентированных на Россию, из украинских портов.
На Дальневосточном направлении к 2030 году, исходя из умеренно-оптимистического и консервативного сценариев совокупная грузовая база, тяготеющая к бассейну, оценивается в 218-307 млн тонн, в том числе, по наливным грузам - в 2030 году в 64-90 млн тонн, по сухим грузам – в 154-217 млн тонн.
В целом, в 2030 году грузовая база портов Дальневосточного бассейна будет обеспечена минерально-сырьевыми и лесными ресурсами Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также функционированием транспортного коридора Восток-Запад (контейнеры).
|