В ближайшие три года грузооборот порта Туапсе возрастет в 1,8 раза и составит 35 млн т, а к 2015 году — 41 млн т. Как сообщил в своем докладе на третьем международном отраслевом форуме «Югтранс-2008» руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, в порту намечено строительство балкерного и зернового терминалов, а также Южного грузового района мощностью переработки 6 млн т в год. Эксперты сомневаются в выполнимости этих планов, ссылаясь на непростое географическое положение Туапсе и возможный конфликт интересов агентства и основных грузоотправителей порта.
Туапсе — второй после Новороссийска порт России на Черноморском побережье, перегружающий на экспорт нефтепродукты, и единственный глубоководный незамерзающий порт, переваливающий на экспорт уголь. В порту работают две стивидорные компании — ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП, 14 причалов) и ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт» (один причал Рыбного порта). В 2007 году грузооборот порта Туапсе в 2007 году составил 19,6 млн т, в том числе наливных грузов — 14,1 млн т.
По утверждению г-на Давыденко, в порту Туапсе уже начаты подготовительные работы по строительству балкерного терминала для перевалки 3 млн т минеральных удобрений, в который намерен инвестировать порядка 60 млн долл. МХК «Еврохим». Кроме того, Росморречфлот выдал разрешение на строительство зернового терминала мощностью 2 млн т в год, а также разработана утверждаемая часть проекта строительства причала №1а для приема танкеров дедвейтом 80 тыс. т.
Как пояснили РБК daily в порту, с 2008 года после проведения дноуглубительных работ причалы ОАО «ТМТП» начали приемку судов дедвейтом до 90 тыс. т с осадкой до 12 м (было 9,75 м), что должно привести к заметному увеличению грузооборота порта. По утверждению главы агентства, уже к 2010 году Туапсе нарастит перевалку до 35 млн, а к 2015-му — до 41 млн т.
Оживления в грузопотоке в Росморречфлоте ожидают в связи с проведением Олимпийских игр, для строительства объектов которых ежегодно потребуется не менее 35 млн т различных грузов. По словам г-на Давыденко, железная и автомобильная дороги с таким потоком не справятся, поэтому инертные грузы придется доставлять морем, для чего кроме развития порта Туапсе будут строить еще два грузовых района в устьях Мзымты и Псоу.
Отраслевые эксперты сомневаются в выполнимости этих планов Росморречфлота, ссылаясь на неудачное географическое положение сжатого горами порта Туапсе и ограниченность для физического расширения его мощностей. Кроме того, как заметил РБК daily аналитик ИГ «Антанта Капитал» Александр Чуриков, собственник основного стивидора ОАО «ТМТП» Новолипецкий металлургический комбинат будет в первую очередь заботиться о перевалке через порт металлов, а планирующий утроить свои мощности по производству нефтепродуктов с 4 млн до 12 млн т в год ТНПЗ (владелец — НК «Роснефть») вряд ли будет уступать рейд своих наливников чужим сухогрузам.
В свою очередь в Росморречфлоте пояснили, что руководство агентства уже одобрило предпроектные проработки по созданию Южного грузового района порта мощностью 6 млн т в год. При этом предполагается перевалку угля в перспективе перевести из Туапсе в новый порт Железный Рог на Таманском полуострове, а освободившиеся мощности использовать для перевалки других грузов, в первую очередь металлопроката.
В «Антанте Капитал» оценили сумму капиталовложений для наращивания мощностей только до 35 млн т не менее чем в 550—600 млн долл. Пока источники этих инвестиций не называются.
РБК daily
|