rus | eng
logo
Новости
Речные порты – регионам
26-11-08

Регионы России получили возможность создавать и развивать собственные порты. Соответствующий закон 25 ноября 2008 года был подписан Президентом страны. Эксперты считают, что закон полезен в первую очередь регионам, расположенным на маршрутах международных транспортных коридоров.

Новые полномочия и новые возможности
Так называемый законопроект «О речных портах», полное название которого - "О внесении изменений в статьи 263 и 26-11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", прошел все три чтения и был одобрен Советом Федерации в течение этой осени. Документ содержит всего два пункта.

Во-первых, законопроект дополняет полномочия региональной власти «решением вопросов содержания, развития и организации эксплуатации речных портов, на территориях которых расположено имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации». Новые полномочия субъект федерации должен осуществлять самостоятельно за счет средств регионального бюджета (за исключением субвенций из Федерального бюджета).

Во-вторых, дополняется и перечень имущества субъекта РФ для осуществления этих полномочий: «в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, расположенное на территориях речных портов, необходимое для их содержания, развития и организации их эксплуатации». Исключение из этого правила составят виды имущества, перечень которых будет утверждаться Правительством РФ. «Например, в собственности субъекта Федерации не могут находиться судоходные гидротехнические сооружения на внутренних водных путях, которые согласно Кодексу внутреннего водного транспорта находятся в федеральной собственности и некоторые другие виды имущества» - поясняет один из авторов законопроекта, Председатель Комитета Государственной думы по делам Федерации и региональной политике Виктор Усачев.

Согласно данным министерства Транспорта России, на внутренних водах 49 субъектов России расположен 131 речной порт. Из них 15 имеют международное значение. Ежегодно речные порты России перерабатывают порядка 230 миллионов. тонн грузов и обслуживают около 20 миллионов пассажиров.

Понятие речного порта введено Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. Речной порт — комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приёма, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Причалы и причальные комплексы всех российских портов являются федеральным имуществом, права собственника в отношении которого осуществляет Росимущество.

Как рассказал ИАА «ПортНьюс» Виктор Усачев, документ разработан в развитие концепции разграничения полномочий между федеральным центром и регионами. «Данный закон органично вписывается в программу действий, которую выдвинул Президент России в своем Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. Речь идет о необходимости добиваться оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами. Как отметил Дмитрий Анатольевич Медведев, нужно «определиться, сколько и какого имущества надо регионам». Только четко разграничив полномочия и имущество, федеральный центр и субъекты смогут полноценно исполнять свои функции, - поясняет Усачев. Документ позволяет на законных основаниях направлять финансовые средства из регионального бюджета на содержание и модернизацию указанных речных портов, что ранее было невозможным».

«Кроме того, с принятием закона законодательно закрепляется возможность передачи уже существующих речных портов в ведение региональных властей, там, где это целесообразно, где речные порты нужны для размещения задач экономического развития и не затрагиваются обще транспортные, межрегиональные интересы», - дополняет Исполнительный директор Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Венедикт Сулаберидзе.

Как отметил Виктор Усачев, реализация данного законодательного акта будет способствовать повышению эффективности государственного управления имуществом речных портов: «Открываются новые пути для инноваций, существенно возрастают возможности региональных властей в обеспечении развития портового хозяйства, устойчивого роста объемов перевозок пассажиров и грузов».

Сколько стоит порт построить?

По мнению специалистов, закон нужен, и в первую очередь регионам с развитой транспортной сетью.

«Регионы и муниципалитеты получат возможность создавать собственные речные порты. Я считаю, что это правильно. В последние годы строится множество частных портов, почему же регионы не могут делать то же?», - комментирует "ПортНьюс" Венедикт Сулаберидзе.

Председатель Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленобласти Леонид Теребнев считает, что так же полезной может быть передача регионам полномочий по управлению уже существующими речными портами: «Инфраструктура многих речных портов сейчас фактически бесхозна, и без должного ухода разрушается. Регионы же ранее не имели права выделить ни копейки на ее поддержание».

Руководитель департамента проектного развития группы компаний «ЛИТЕР», к.э.н. Ольга Шершнева отмечает АА "ПортНьюс", что такая практика давно применяется на Западе, где речные порты, в основном муниципальные. «В России, могу привести только один пример – Свияжский логистический мультимодальный комплекс, в структуре которого присутствует речной порт. На реализацию этого проекта, помимо федеральных средств, планируются значительные средства Республики Татарстан. Наиболее заинтересованы в создании новых и реконструкции существующих портов те регионы, которые расположены на пути международных транспортных коридоров, а также районы Севера, в том числе Красноярский край, где ВВП используются более интенсивно».

Как наиболее реальный механизм финансирования строительства региональных речных портов эксперты называют государственно-частное партнерство.

Во сколько может обойтись региону собственный порт? Эксперты называют сумму порядка 4-5 миллиардов рублей, которая понадобится только на создание полноценной причальной стенки.

«Расходы окупятся благодаря росту грузооборота,- считает Ольга Шершнева. Плюс к тому, при портах можно строить складские помещения, железнодорожные, автодорожные пути, таким образом порт будет функционировать как мультимодальный комплекс. Эта инфраструктура будет востребована круглый год, что означает и рабочие места, и значительные налоговые поступления». Но воплощению этих идей на практике может серьезно препятствовать экономический кризис. «Где изыскивать средства субъектам федерации - большой вопрос, который в настоящее время усугубляется мировым экономическим кризисом», - отмечает Шершнева.

Мария Фаворская
Portnews



Все новости »
Новости компании
/ 06-02-2012 /
Начаты работы по проектированию
/ 09-12-2011 /
Дмитровский межрегиональный мультимодальный логистический центр включен в инвестиционную программу Московской области
/ 19-09-2011 /
Опубликован протокол вкрытия конвертов открытого конкурса
архив новостей »
Новости логистики
/ 13-03-2012 /
НМТП раскрыла параметры стратегии развития группы до 2020 года
/ 14-02-2012 /
Одна из основных задач ОАО «РЖД» на северо-западе - развитие подходов к портам – вице-президент компании
/ 02-11-2011 /
Эксперты логистического рынка объединились против кризиса
архив новостей »
Ссылки партнеров

ООО «Управляющая Компания «ЛИТЕР»
123195, Москва, Ленинградское ш., 57
Тел/факс: +7 (495) 626 1668, e-mail: info@liter.ru


Разработка и техническая
поддержка сайта

Дизайн сайта
© LITER 2008-2012